Современное вооружение

Новейшие военные самолеты России

С момента начала применения самолетов на поле боя их роль в военных конфликтах постоянно растет. Особенно возросла роль авиации в последние тридцать-пятьдесят лет. Боевые самолеты год от года получают все более совершенную электронику, более мощные средства ведения боя, увеличивается их скорость, снижается их заметность на экранах радаров. В настоящее время авиация даже в одиночку может решить ход вооруженного конфликта или сыграть в нем ключевую роль. Такого в военной истории человечества еще никогда не было.

Во время конфликта в Югославии, авиация стран НАТО практически без вмешательства наземных сил решила ход конфликта. Тоже самое можно сказать и о первой американской компании в Ираке. Тогда ВВС союзников сыграли решающую роль в разгроме многочисленной армии Саддама Хусейна. Пилоты США и их союзников безнаказанно охотились за бронетехникой иракцев, предварительно уничтожив ВВС Ирака.

Существует важный нюанс. Современные самолеты стоят столь дорого (стоимость американского F-22, самолета пятого поколения, составляет около 350 миллионов долларов) что их разработку и постройку (или покупку) могут себе позволить только очень богатые страны, которых в мире единицы. Остальным остается надеяться на чудо или готовится к партизанской войне.

С появлением новых высокоточных боеприпасов, новых систем связи и спутниковой навигации и целеуказания роль и мощь военно-воздушных сил многократно возросла. Современные и перспективные самолеты также стремительно изменяются. Применение новых материалов, двигателей новых конструкций, сложнейшей электроники – делает современный боевой самолет венцом научно-технического прогресса.

В настоящее время ведущие авиационные державы занимаются созданием истребителя пятого поколения, за исключением США, ибо Америка уже имеет на своем вооружении истребители F-22 «Raptor» и F-35 «Lightning». Самолеты давно прошли этап испытаний, пущены в серию и приняты на вооружение. Россия, Китай и Япония пока отстает в этом вопросе.

В конце минувшего века СССР на равных мог противостоять США в небе за счет отличных машин четвертого поколения и Су-27. Они были примерно равны американским самолетам F-15 и F-16. Но после развала Советского Союза разработка новых машин в России на долгие годы была приостановлена.Работы практически не финансировались, а новые разработки часто создавались по инициативе самих авиастроителей и не находили поддержки у государства. США тем временем не теряли времени даром: в 90-х годах активно велась разработка самолета пятого поколения, и в 1997 году был испытан опытный образец, в будущем получивший обозначение F-22 «Raptor».

США – это пока единственная страна, которая имеет на вооружении самолет пятого поколения. Причем F-22 запрещено продавать даже союзникам. Для продажи за рубеж американцы создали другой самолет F-35 «Lightning» (Молния), но он, по мнению специалистов, имеет более слабые характеристики, чем F-22. А что же Россия? Каковы планы российского авиапрома? Есть ли перспективные разработки, которые в будущем заменят самолеты четвертого поколения?

«Наш ответ Чемберлену»

Если посмотреть на что сейчас российский авиапром может предложить отечественным военно-воздушным силам, то мы в основном увидим модификации самолетов четвертого поколения Су-27 и Миг-29. Для обозначения их принадлежности даже придумали новую классификацию, и относят к поколению 4++, указывая тем самым, что это почти пятое поколение, ну, может, немного хуже. Спору нет, и Миг-29 и Су-27 – это действительно прекрасные машины, которые были одними из лучших в мире. Но это было в конце восьмидесятых. Последние реплики этих машин, конечно, серьезно модифицированы, улучшены двигатели, поставлена новая электроника и навигационные комплексы, но смогут ли они противостоять в бою «Раптору»?

В России уже создан самолет нового поколения, это ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), он же .Своей футуристической формой новый российский самолет очень напоминает F-22. Самолет впервые поднялся в воздух в 2010 году, а в 2011 он был впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС. Мы имеем очень мало достоверной информации об этой новейшей машине. В настоящее время самолет дорабатывается, но в уже в ближайшее время он должен пойти в серию.

Для того, чтобы попытаться сравнить ПАК-ФА с его американским аналогом F-22, нужно четко понимать: что такое самолет пятого поколения и в чем его отличие от предыдущих машин. Военные выдвигают к ним абсолютно четкие и понятные требования. Такой самолет должен обладать низкой заметностью во всех диапазонах волн, прежде всего в радиолокационном и инфракрасном, он должен быть многофункционален, чрезвычайно маневренным, иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость (уходить на сверхзвуковую скорость без форсажа), иметь возможность вести всеракурсный ближний бой и осуществлять многоканальную стрельбу ракетами на большой дальности. Самолет пятого поколения обязан иметь «продвинутую» электронику, которая бы значительно облегчала работу пилота.

Специалисты уже сравнивают F-22 и ПАК-ФА, оперируя той скудной информацией, которая у них есть. Российский новейший самолет имеет большие габариты, в том числе размах крыльев и поэтому, скорее всего, он будет более маневренным, чем его американский аналог. ПАК-ФА имеет немного больше максимальную скорость и проигрывает в крейсерской. Также российский самолет имеет большую практическую дальность и меньшую взлетную массу. Однако, ПАК-ФА проигрывает F-22 в малозаметности.

Тяжело сравнивать эти два самолета, прежде всего из-за недостатка информации. Есть еще один нюанс: современные самолеты – это не только аэродинамика и вооружение, а в первую очередь электроника, которая управляет всеми системами самолета. СССР всегда имел отставание в этой сфере, аналогично обстоят дела у России. РЛС российского самолета не уступает лучшим мировым аналогам, а вот бортовое оборудование оставляет желать лучшего.

В 2014 году началось мелкосерийное производство ПАК-ФА, начало серийного производства самолета запланировано на 2016 год.

Вот сравнительная характеристика двух самолетов.

 

 

 

Самолет ПАК-ФА F-22
Начало разработки Начало 80-х 1996 год
Принят на вооружение 2014-2015 2005
Длина, м 22 18,92
Размах крыла, м 14,2 13,56
Масса пустого, кг 17500 19700
Максимальная скорость, км/ч 2600 2410
Крейсерская скорость, км/ч 1400 1963
Стоимость, млн. дол. 250 350
Малозаметность Ниже, чем у F-22 Высокая